Инкотермс — это международные правила перевозки и торговли
Принципы Инкотермс
Термины, используемые в Инкотермс, основываются на следующих принципах:
Инкотермс не регулирует правила перехода собственности и не устанавливает последствия нарушений условий контракта сторонами.
Терминология сформулирована по мере нарастания объема обязанностей продавца по условиям поставки.
Правила Инкотермс для любого вида транспорта
EXW (Ex Works — «Франко Завод»)
В упрощенном виде этот термин соответствует самовывозу, то есть товар переходит в распоряжение покупателя на складе или предприятии продавца. Погрузка на транспортное средство и таможенная очистка не входит в обязанности покупателя.
FCA (Free Carrier — «Франко Перевозчик»)
Передача товара покупателю осуществляется на территории продавца или другом заранее определенном месте. Переход всех рисков покупателю происходит в месте поставки.
CPT (Carriage Paid To — «Перевозка оплачена до»)
Для передачи товара продавцу определяется сторонами место. На продавца ложатся расходы по доставке продукции в это условленное место.
CIP (Carriage And Insurance Paid To — «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до»)
Переход ответственности на продавца происходит в терминале прибытия. В дополнение к расходам на перевозку на него ложатся расходы по страхованию груза, а также таможенное оформление и таможенные платежи по вывозу. При ввозе товара таможенные процедуры и платежи — обязанность продавца.
DAT (Delivered at Terminal — «Поставка на терминале»)
Этот термин выгоден покупателю в случае близости его складов с импортным терминалом. В этом случае продавец осуществляет поставку после разгрузки с транспортного средства в условленном месте. С этого момента риски переходят на покупателя, который также должен будет пройти таможенные процедуры и уплатить налоги и пошлины.
DAP (Delivered At Place — «Поставка в месте назначения»)
Поставка продавцом товара происходит в момент доставки в оговоренное место. С этого времени все транспортные риски ложатся на продавца.
DDP (Delivered Duty Paid — «Поставка с оплатой пошлин»)
Поставка осуществляется после таможенной очистки груза продавцом, который также несет транспортные расходы, связанные с доставкой в место назначения. На него же ложатся все таможенные формальности и расходы по уплате импортных и экспортных пошлин.
Правила Инкотермс для морского и внутреннего водного транспорта
FAS (Free Alongside Ship — «Свободно вдоль борта судна»)
Обязанности продавца считаются выполненными, когда груз будет размещен вдоль борта судна, зафрахтованного покупателем. С этого момента риски переходят от продавца к покупателю.
FOB (Free On Board — «Свободно на борту»)
Продавец должен поставить груз на борт судна, номинированного продавцом. Момент окончания полной погрузки означает, что с продавца снимается ответственность за риски.
CFR (Cost and Freight — «Стоимость и фрахт»)
В обязанности продавца входит доставка товара на борт судна. Когда груз окажется на судне, то с него снимаются риски за повреждение и утрату товара. Продавец должен оплатить фрахт и несет расходы, связанные с доставкой груза в порт.
CIF (Cost Insurance And Freight — «Стоимость, страхование и фрахт»)
Переход рисков с продавца к покупателю происходит с момента погрузки товара на борт. Все расходы, связанные с перевозкой до порта и страхованием груза оплачивает продавец.
Инкотермс — живой организм
Правила Инкотермс периодически обновляются редакционной группой ICC. В ней работают эксперты из США, Великобритании, Франции, Турции, Германии, а также Китая и Австралии. Перед ними стоит ряд задач:
Ранее действовавший Инкотермс 2010 заменил новый вариант правил ВЭД — Инкотермс 2020, который отвечает текущим требованиям международной торговли и учитывает пожелания 150 членов Международной торговой палаты.
Основные отличия нового варианта Инкотермс
Инкотермс 2010 претерпел некоторые изменения и получил нововведения:
Изменения также коснулись классификации условий по виду транспорта, а также по моменту перехода рисков от продавца покупателю.
Международные правила перевозки и торговли отражают современное видение аспектов внешнеэкономической деятельности. Это касается не только условий, но связано с внедрением цифровой торговли. Ожидалось, что Инкотермс 2020 будут содержать более масштабные изменения, однако этого не произошло. Таким образом, участникам ВЭД не придется проходить переподготовку — достаточно тщательно изучить новый документ.