Когда восстановится рынок грузоперевозок? Прогноз на ближайшую перспективу

Всех игроков рынка грузоперевозок волнует один вопрос: Когда произойдет восстановление отрасли до допандемийного уровня? Чтобы на него ответить, следует разобраться в происходящих процессах и намечающихся тенденциях.
Состояние рынка
Анализ рынка грузоперевозок показал, что в пандемию 2020 года грузооборот составил:
Интересная ситуация складывается в отрасли при рассмотрении ее состояния в разрезе операционной прибыли по состоянию на 2020 и в первом полугодии 2021 года:
Кто оказался в плюсе
Картина рентабельности в последние годы менялась многократно, поэтому сложно говорить о намечающихся тенденциях, хотя некоторые уже прослеживаются сейчас. Долгое время самым рентабельным был железнодорожный транспорт (16%), но в 2020 году по этому показателю вперед вышли авиакомпании (25%) и морской транспорт (11%), а рентабельность перевозок по железнодорожным магистралям ушла в минус (-1%).
По мнению аналитиков, наметившаяся в 2021 году тенденция может сохраниться и в 2022 году. Они связывают этот тренд с ростом тарифов в мире, который произошел из-за дефицита грузовых самолетов и сухогрузов. Также на ситуацию повлияли изменения правил перевозки, введенные китайским правительством, и снижение объема торговли с Китаем.
Ставки на контейнерные и морские перевозки буквально подскочили, о чем свидетельствуют следующие показатели:
Логистическая компания, занимающаяся мультимодальными перевозками, по однозначному мнению аналитиков, улучшит свои финансовые показатели. Такую тенденцию эксперты объясняют не только повышением тарифов, но и появлением логистических сбоев, связанных с пандемией и другими объективными факторами.
Ситуация у российского монополиста, компании «Трансконтейнер», может служить показателем положением дел в отрасли. В 2020 году по железной дороге оператор перевез 5,8 млн 20-футовых контейнеров, что по сравнению с показателями 2019 года на 15,9 % больше. Итоги 2021 года также должны показать рост контейнерных перевозок на 10,5-11%, однако прогноз на 2022 год не обещает стремительного роста — максимум до 9%. Несмотря на увеличивающийся спрос, пропускная способность инфраструктуры, особенно пограничной, служит препятствием для наращивания темпов.
Нельзя не отметить, что увеличение транзитных контейнерных перевозок привело к объему погрузочно-разгрузочных работ в портах. На фоне снижения доходов грузоперевозчиков во время пандемии доходы стивидорных компаний возросли значительно.
Однако они не могут сравниться с доходностью судоходных компаний, так как мировые ставки фрахта возросли в несколько раз. Этому способствовало развитие электронной коммерции, дефицит контейнеров и емкостей на железной дороге. Все это обусловило резкий рост доходов судоходных линий.
Небывалый подъем наблюдается у авиаперевозчиков — грузоперевозки увеличились в 3 раза по сравнению с допандемийным периодом. Феномен объясняется отчасти тем, что если обычно грузы перевозятся одновременно с пассажирами, то в пандемию самолеты летали без пассажиров и перевозили только грузы. Авиакомпании видят в этом новые возможности для роста бизнеса.
Сдерживающие факторы пассажирских перевозок
Компании, специализирующиеся на грузовых перевозках, оказались в лучшем положении, чем сегмент пассажирских перевозок. В 2021 году показатели неутешительные:
Суммарные убытки российских авиакомпаний в 2020 году составили рекордные 120 млрд руб. что объясняется введением карантинных мер и падением доходов у населения. В 2021 году ситуация несколько улучшилась в основном за счет внутрироссийских полетов. В первой половине года пассажирооборот достиг 71 млрд пкм, что на 18% выше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Это позволило снизить убытки более чем вдвое.
Несмотря на востребованность железнодорожных перевозок, аналитики затрудняются сказать, когда пассажиропоток достигнет допандемийного уровня.
Ситуация с пассажирскими перевозками авиалиниями и по железной дороге остается неопределенной, что связано с вероятным введением QR-кодов. Мнение экспертов однозначно: если это случится, то количество пассажиров в поездах и самолетах значительно уменьшится. Таким образом, темпы вакцинации будут отражаться на выручке перевозчиков.
Аналитики считают, что имеется вероятность восстановления пассажирских железнодорожных перевозок уже в 2022 году, а улучшения ситуации в авиационной отрасли следует ожидать не раньше 2024 года.
Драйверы роста рынка грузоперевозок
Транспортные компании, занимающиеся грузовыми перевозками, по сравнению с пассажирскими перевозчиками пострадали от пандемии в меньшей степени. По оценкам рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги», их прибыль будет расти в 2022-2023 годах. Грузовым перевозчикам и стивидорным компаниям удалось остаться на плаву за счет несырьевого рынка, так как продукты питания, товары повседневного спроса, электроника, медикаменты и медицинские изделия остались по-прежнему востребованы, а потребность в некоторых товарных категориях возросла.
Кроме этого, доходность бизнеса возросла за счет увеличения тарифов на грузоперевозки. В 2022 году ожидается рост ставок на железнодорожном и автомобильном транспорте примерно на 10%. Это связано с тем, что одновременно с увеличением спроса выросли операционные расходы. В выигрыше останутся компании, предлагающие мультимодальные перевозки, на руку которым сыграли локальные логистические проблемы и рост тарифов.