Почему подорожали морские грузоперевозки? Во всем виноват коронавирус?
Еще в конце 2020 года цены на морские перевозки грузов начали расти. Тенденция не изменилась, а только усилилась в 2021 году. Увидим ли мы в будущем прежние цены или будем привыкать к новым реалиям и новым ценам не только на перевозки?
Драйверы роста цен
Рост цен на морские грузовые перевозки происходит под влиянием совокупности факторов, а не только из-за коронавируса, как считают многие. По мнению экспертов, этому способствовало:
Совокупность указанных факторов привела к тому, что контейнеры, которые ушли с грузом в КНР, нечем было загружать, а перевозить воздух в пустых контейнерах никто не собирался. В результате наметился дефицит контейнеров в Азии и скопление порожней тары на Западе.
Такое положение дел отразилось на цене морских грузоперевозок — они взлетели почти в 4 раза.
COVID-19 и другие несчастья
Безусловно, пандемия не прошла бесследно ни для одной сферы деятельности и также коснулась международных перевозок. Третья волна 2021 году буквально обернулась девятым валом для морской торговли, а вспышки пандемии в отдельных странах усугубили ситуацию. Как следствие — стоимость отправки контейнера из Азии в Северную Европу побила антирекорд и достигла 11 000 долларов США.
Ко всему прочему в марте 2021 года произошло ЧП на Суэцком канале, в результате которого важнейшая мировая артерия была перекрыта. Как говорится, беда не приходит одна. Практически одновременно в этим началась вспышка COVID-19 в южных провинциях Китая, что стало причиной глобальных сбоев в морских контейнерных перевозках.
Рост заболеваемости коронавирусом рабочих, обслуживающих китайские морские порты, привело к тому, что пришлось закрывать некоторые терминалы. В такой сложной эпидемиологической обстановке продуктивность перевалки резко упала. Только сейчас наблюдается ее восстановление до 70% от прежнего уровня.
Российские альтернативы морским перевозкам
Как сказал великий русский ученый Михаил Ломоносов: «Если где-то убудет, то в другом месте обязательно прибудет». Закон сохранения энергии работает не только в физике, но и экономике, поэтому на фоне кризиса морских контейнерных перевозок начали активно развиваться другие виды перевозок.
В России компания РЖД в 2020 году побила все мыслимые рекорды по перевозкам грузов, причем одновременно с этим наблюдалось снижение тарифов. По другим видам транспорта ситуация не такая радужная — российские перевозчики решили воспользоваться моментом и подняли цены:
Альтернативные решения, скорее всего, получат свое развитие, так как ситуация с морским транспортом может повториться. На этом фоне железнодорожные и мультимодальные перевозки (железная дорога плюс море) приобретают особое значение. Забытый БАМ может получить новую жизнь с вводом в эксплуатации второй ветки и существенно повлиять на стоимость перевозок по морю.
Эксперты считают, что на оздоровление ситуации окажет положительное влияние внедрение цифровых технологий, благодаря которым процессы будут более прозрачными, что отразится в конечном счете и на тарифах. По приблизительным подсчетам, телематика позволит снизить расходы на 10-20 % и увеличить загрузку судов.
Конечно, от последствий пандемии экономика быстро не сможет оправиться, но, скорее всего, тарифы на морские грузоперевозки перестанут расти и снизятся до уровня среднестатистической инфляции.
Что будет с ценами?
Взгляд зарубежных экспертов на проблему менее радужный, чем у российских коллег. Они считают, что и без того большой спрос на морские перевозки по-прежнему будет расти. Несмотря на то, что число грузовых судов в мире огромное, оно не бесконечное. Рост мировой экономики после стресса из-за пандемии приводит к тому, что предприниматели и государства стараются вернуть упущенную прибыль и компенсировать понесенные издержки, причем в самой ближайшей перспективе.
У судовладельцев свои проблемы — их потери велики из-за простоев, долгов портам и банкам. Однако спада деловой активности в создавшейся ситуации не наблюдается. Часть убытков удалось покрыть, но дыры еще остались, причем немалые. Очевидно, что на фоне всеобщего ажиотажа перевозчики воспользуются своим «правом на море» и будут диктовать цены бизнесу, у которого нет выбора — только заморозить свои дела.
Пиковый рост средневзвешенной стоимости фрахта говорит о том, что предприниматели готовы платить и переплачивать за перевозки, лишь бы остаться на плаву и продолжать вести бизнес.
Есть ли альтернатива Китаю?
Многие проблемы в морских грузоперевозках связаны с Китаем и его географическим положением. Мало ли что может случиться в Поднебесной. Вчера — коронавирус, сейчас — энергетический кризис, завтра политики будут решать свои проблемы или снова начнется пандемия и локдаун, а бизнес не может стоять на месте.
Многие импортеры ищут и находят альтернативных поставщиков из других регионов, а также разрабатывают новые схемы доставки товаров. Например, Турция выглядит по некоторым позициям привлекательно. Поэтому снова вспомним закон сохранения энергии — рынок будет искать пути сбалансировать и стабилизировать ситуацию, может быть, уже без Китая.