Зачем нужна ЭЦП для таможни
Таможенное декларирование осуществляется исключительно в электронном виде, а бумажный вариант стал уже историей. Теперь документы заверяются с помощью электронной цифровой подписи, которая заменила автограф и «мокрую» печать. У начинающих участников внешнеэкономической деятельности возникают вопросы, связанные с цифровизацией работы с таможенными органами. На них ответят наши эксперты.
Что такое электронная цифровая подпись?
ЭЦП представляет собой аналог обычной подписи. Она находится на цифровом накопителе данных и содержит в зашифрованном виде данные о физическом или юридическом лице. По сути это устройство, похожее на привычный USB флеш-накопитель.
Подача таможенной декларации невозможна без наличия специальной электронной цифровой подписи, которая предназначена именно для таможенного оформления. Имея ее, таможенный представитель может не только подавать декларацию, но и давать ответы на запросы таможенного органа, участвовать в осмотрах и досмотрах груза, а также предоставлять документы от лица импортера или экспортера.
Какие виды цифровых подписей бывают?
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» различают следующие виды ЭЦП:
Для работы с Федеральной таможенной службой требуется усиленная цифровая подпись, которая позволят не только подавать декларации, но и участвовать во всех операциях, связанных с таможенным оформлением.
Какие достоинства использования ЭЦП?
Использование электронной подписи при ведении внешнеэкономической деятельности дает ряд преимуществ:
Одно из основных достоинств электронного документооборота заключается в отсутствии влияния человеческого фактора, что значительно повышает эффективность обработки документов.
Какие действия можно выполнять с помощью ЭЦП?
Владелец электронной подписи получает следующие возможности:
Доступ к возможностям портала ФТС позволяет выполнять следующие действия:
Кто может получить ЭЦП?
Получить электронную подпись может как руководитель предприятия, ведущего ВЭД, так и любой сотрудник, на которого возложены соответствующие обязанности. К пакету документов, которые подаются для получения ЭЦП, прилагается внутренний приказ или распоряжение.
Существуют различные варианты таможенного оформления грузов, один из которых предполагает использование ЭЦП импортера или экспортера. В этом случае лучше воспользоваться услугами специализированной компании, специалисты которой помогут уладить все таможенные формальности.
Как оформить электронную подпись для таможни?
Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи следует обратиться в сертифицированный удостоверяющий центр. Это можно сделать самостоятельно или через представителя.
Вместе с заявлением подается следующий пакет документов:
- Паспорт, удостоверяющий личность будущего владельца КЭП.
- СНИЛС и ИНН.
- ОГРН.
- Электронная выписка ЕГРЮЛ, если исполнительным органом организации является внешняя управляющая компания.
- Доверенность, если подпись оформляется на сотрудника.
- Паспорт владельца КЭП.
- СНИЛС, ИНН и ОГРНИП.
Взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с Федеральной таможенной службой происходит через личный кабинет, созданный на портале ФТС. Пользователи ЛК должны подтвердить организацию с помощью ЭЦП. Только в этом случае они получат доступ ко всем возможностям сервиса. Исключение составляют случаи, когда информация не имеет юридической значимости.